…Главное в моей работе «гореть, а не тлеть», а иначе не надо работать в школе, а тем более в коррекционной. Поиск, инициатива и творчество являются моими обязательными спутниками на тернистой дороге учителя…

 Урок практического повторения по швейному делу в 7 классе.

Тема урока. Пошив наволочек с пооперационным разделением труда. 

 Цели урока:

-закрепить знания по теме: «Наволочка»;

-обучить   технологии пошива наволочек промышленным способом;

-развивать умение нестандартно решать поставленные задачи, развивать эстетический вкус;

-развивать мелкую моторику пальцев;

-осуществлять межпредметные связи с уроками математики и чтения;

-воспитывать самостоятельность и аккуратность при выполнении практической работы;

 Оборудование: рабочий и измерительный инструмент, готовое изделие, образцы, виды швов, план пошива (пооперационный, текстовой, в рисунках), швейные машинки, карточки для опроса, карточки «Проверь себя сам», готовый крой, компьютер, образцы тканей, магнитофон, правила по технике безопасности при работе на швейной машине и работе  утюгом, инструкционная карта по пошиву наволочки.

 Ход урока.

1.Оргмомент.

-сдача рапорта;

-проверка готовности учащихся к уроку;

-сообщение темы урока.

 2.Объявление темы урока.

С сегодняшнего дня мы начинаем уроки практического повторения. А как вы знаете, на этих уроках мы выполняем заказы школы. Поступил заказ на пошив наволочек. Но прежде чем выполнять его, необходимо вспомнить все, что знаем о наволочке.

 3.Повторение. (Вопросы  выведены на монитор компьютера). Приложение 1;

-к какому виду белья относят наволочки?

-из какой ткани  шьют наволочки

 Задание: подобрать коллекцию тканей для наволочки и разложить ее на фланелеграфе.

 -почему наволочки шьют из хлопчатобумажных тканей?

-из скольких деталей состоит наволочка?

-какую форму может иметь наволочка?

-каких размеров могут быть наволочки, от чего это зависит?

-какие срезы есть у наволочки?

-каким швом обрабатывают поперечный срез наволочки?

-каким швом обрабатывают боковые срезы наволочки?

-как рассчитать количество ткани на наволочку? (На мониторе таблица расчета ткани на наволочку).

 Задание: рассчитать количество ткани на наволочку (учащимся даются карточки с размерами 60х60,65х65,70х70,75х75,80х80). После выполнения задания на монитор выводится таблица с правильными ответами. Ученики проверяют и оценивают свои работы.

 Задание: на доске разложить план пошива наволочки: текстовой, пооперационный, в рисунках. (К доске вызываются 3 ученика). Остальные учащиеся выполняют задания по карточкам – определить направление долевой и поперечной нити. Учащиеся у доски друг у друга проверяют выполненные задания. 

 4.Изложение нового материала.

Учитель предлагает рассмотреть наволочки, изготовленные промышленным способом и сшитые в мастерской и сравнить:  ткань, детали, швы. (Учащиеся определяют, каким швом обработаны боковые срезы наволочек и находят различие). Учитель сообщает, что  на фабриках для обработки боковых срезов наволочки применяют шов вподгибку с закрытым срезом, краевой шов вподгибку выступает в роли соединительного. Преподаватель объявляет, что сегодня наволочки будем шить промышленным способом с пооперационным разделением труда.

 Разбор  по инструкционной карте технологии пошива наволочки. Приложение 2;

 5.Закрепление нового материала.

-какие срезы есть у наволочки?

-каким швом обрабатываем боковые срезы наволочки?

-каким швом обрабатываем поперечные срезы наволочки?

-как выполняется шов вподгибку с закрытым срезом?

-какова ширина  бокового шва в готовом виде?

-к каким видам швов относят шов вподгибку с закрытым срезом?

-может ли  краевой шов вподгибку выступать в роли соединительного шва?

  Представим, что наша мастерская является одним из цехов швейной фабрики, где каждая швея-мотористка выполняет определенную операцию по пошиву наволочки. (Учитель распределяет виды операций  между членами бригад.) У нас две бригады, в каждой бригаде свой бригадир, который отвечает за качество и количество изготовленных изделий. Но выполнение всей работы зависит от каждого из вас, от того с какой ответственностью, любовью вы отнесетесь к порученному вам делу. Учитель читает сказку «Принцесса Иголка», показывая тем самым, что при пошиве наволочки с пооперационным разделением труда работа каждого члена бригады важна, не зависимо от ее сложности. Каждая швея работает на машине, поэтому необходимо знать правила по технике безопасности при работе на швейной машине.

 Инструктаж по технике безопасности при работе на машине.

 6.Физкультминутка.

  Учащиеся выполняют упражнения со словами:

                    Мы, девчонки, все умеем: чертим, шьем, рисуем, клеем.

                    К нам, друзья, спешите смело, здесь всегда найдется дело.

 

7.Практическая работа. Пошив наволочек с пооперационным разделением труда.

                       (Работа сопровождается тихой  музыкой)

 

8.Итог урока. Оценки за урок.

Учащимся предлагаются  конверты дружеских вопросов. Ученики по очереди вытаскивают конверты с вопросами и отвечают на них.

Бригадир собирает сшитые наволочки своей бригады и передает на проверку другой бригаде, которая оценивает их работу.

 Учитель подводит итог работы, спрашивает детей, какие трудности возникали в процессе работы, в чем сомневались, выставляет оценки за урок, учитывая количество полученных баллов за устный ответ.

 

Заключительный конкурс недели трудового обучения «Слёт Василис».

  

Цели и задачи конкурса.

1. Учить переносить знания, полученные ранее на уроках в данный конкурс (тесты, задание «Верите ли вы?»).

2.Учить применять знания по пошиву  на практическом задании.

3. Знакомить учащихся  с культурой русского народа.

4. Развивать логическое мышление (отгадывание загадок, составление пословиц о труде).

5.Развивать эстетический вкус, творческое воображение (конкурс «Оформление сарафанов»).

6. Осуществлять межпредметные связи с уроками рисования, чтения (чтение стихов, оформление сарафанов).

7. Воспитывать активность, самостоятельность, уважительное отношение друг к другу.

Оформление:

 сарафаны разных цветов на каждого учащегося, короны, полотенца, текстовые  карточки с заданиями для конкурсов, сарафаны из бумаги, мелкие детали из цветной бумаги для оформления, магнитофонные записи с песнями и частушками.

Ход конкурса.

Ведущая 1. (звучит запись песни о сказках)

Ребята! Вы любите сказки?.. А мультфильмы?

Ответы.

Давайте посмотрим фрагмент одного мультфильма (идет просмотр мультфильма «Вовка в тридевятом царстве»).

- Вы узнали этот мультфильм? Как он называется?

Ответы.

-Верно. Вот видите у Вовки ничего не получается, он не желает учиться даже в сказке! Давайте сейчас покажем,  на что мы способны! Превратимся в Василис и отправимся на их слет (участники надевают короны).

Настежь распахнем двери на слет!

Детям предложим затей переплет!

На нашем слете собрались Василисы Прекрасные и Василисы Премудрые. А наблюдать и оценивать работу Василис, их умения и старания будет жюри. А жюри будет необычным: молодым, непривычным. Выбрано жюри из учениц, которые успешно овладевают навыками в швейном деле. Это: Парамонова Наташа, Андреева Аня учащиеся 9 класса. Возглавлять жюри будет учитель математики: А.А. Зеленцова.

Ведущая 2.

                                                               Наши милые девицы!

Вам без дела не бывать!

Мы попросим вас сейчас,

                                                              Нам девизы объявлять.

(Василисы произнося девизы).

Василисы Прекрасные:   Мы прекрасно все умеем:

                                                Режем, клеим, шьем, кроим.

                                                И поверьте нам на слово,

                                                Мы без дела не сидим!

Василисы Премудрые:    Мы премудрые девчата,

                                               Можем мерить, вышивать.

                                               На любые в швейном деле

                                               На вопросы отвечать!

Ведущая 2.

Жюри оценило слаженность команды, четкость и выразительность сказанных девизов. Высший результат – 2 балла. Слово жюри.

Итак, 1 –й конкурс «Разминка»

Речь пойдет здесь о простом

                                                            Отгадайте, что?… о чем?..

Участницы поочередно отгадывают загадки. За каждую отгаданную загадку команда получает 1 балл.

Например:  На теле только одно ухо (игла).

 

                       Инструмент бывалый,

                       Не большой, не малый.

                        У него полно забот:

                       Он и режет и стрижет (ножницы).

 

Слово жюри.

Ведущая 1.

Народ все в жизни примечает,

                                                          Потом пословицы слагает,

                                                          А ваша задача для мудреца.

        Составьте пословицу вы до конца.

Для вас конкурс «Эрудитов».

Из кучи – малы составьте пословицы . К началу пословицы подберите конец. Кто справился, поднимите руку. Жюри оценивает правильность составленных пословиц и скорость. За правильную пословицу – 1 балл, 1 балл – за скорость.

Пословицы:

- Труд человека кормит, а лень портит.

- Семь раз отмерь, один отрежь.

-Длинная нитка – ленивая швея.

-Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

 

Слово жюри.

Ведущая 2.

Следующий конкурс «Дом Белошвейки».

Полотенце вот для вас!

Вы его скорей возьмете

     Петельку к нему пришьете!

Василисы пришивают вешалку к кухонному полотенцу. За аккуратную работу – 1 балл. Плохая работа не оценивается. Слово жюри.

Ведущая 1.

Конкурс «Верите ли вы, что…

                                                              Звучит вопрос.

Готовь ответ: да или нет.

  Каждый выиграть сможет,

  Пусть удача вам поможет!

Поочередно участницам задаются вопросы на которые они дают ответ –« да» или «нет». За правильный ответ  - 1 балл.

1. Нитки наматываются на катушки и бобины? (да)

2.Существуют швейные машины с ручным приводом? (да)

3.Существуют машинки с ручным тормозом? (нет)

4. Волокна животного происхождения растут на дереве? (да)

5. Из волокон льна изготавливают х/б ткань? (нет)

6.У швейной машинки есть рукав? (да)

7. Педаль есть у велосипеда и у швейной машинки? (да)

8. Замок и карман бывают накладными? (да)

 

Слово жюри.

Ведущая 2.

Вам предлагаем не лениться!

Над тестами тут потрудиться!

В конкурсе «Тесты» Василисы Прекрасные и Премудрые должны отметить знаком «+» правильные ответы. Жюри будет оценивать каждый правильный ответ в 1 балл и, конечно будет учитываться скорость.

1. Как правильно отмерить нить?

а) через локоть:

б) по столу;

в) по сантиметровой ленте.

2. Рабочие инструменты:

а) игла;

б)линейка;

в) клей.

3. Измерительные инструменты:

а)  ножницы;

б) сантиметровая лента;

в) линейка.

4.Ширина шва вподгибку с закрытым срезом?

а) 1см.

б) любая;

в) 5 см.

5. По какому направлению нити ткань тянется?

а) косому;

б) долевому;

в) поперечному.

6. С помощью чего устанавливается рабочий и свободный ход машины?

а) винт – разъединитель;

б) педаль;

 в) маховое колесо.

А пока жюри будет подводить итоги этого конкурса вы должны проявить фантазию, творчество в составлении узора для сарафана.

Вам по плечу любое дело!

                                                              И если только захотите,

      На сарафане – белом – белом

    Цветной вы мир изобразите!

Ваша задача составить узор на сарафане из бумаги с помощью клея, вырезанных из цветной бумаги кружков, цветков, звезд, полосок. Самый высокий балл за этот конкурс -2.

Слово предоставляется жюри. Жюри оглашает результаты тестов и сарафанов.

Ведущая 1.

Конкурс «Анаграммы».

А сейчас вопрос, девицам непростой!

                                                  Анаграмму сочините.

                                                  Цифры, буквы запишите,

                                                  Разом слово назовите!

Василисам поочередно показывается набор букв,  из которых они должны назвать слово, если возникают трудности, то предоставляется подсказка: под каждой буквой стоит цифра. Складывая буквы по цифрам можно назвать слово.

Пример анаграммы:

ИЕЕЛДЗИ                          И Е Е Л ДЗИ        (изделие)

                                            1 7 4 5 3 2 6

 

Анаграммы:  ОНБЛША (шаблон), ЦЫНИНОЖ (ножницы), НОЛОКВО (волокно),ЫВАТКЧА (вытачка), КСАЛКДА (складка).

Слово жюри.

Ведущая 2.

И, наконец,  домашнее задание.

Здесь отличиться могут все!

                                                           Вы только пойте веселей,

                                                           И удивляйте нас скорей!

Василисы показывают короткие сценки и поют частушки, связанные с трудом, модой и.т.д.

Сценка 1 (показывают Василисы Прекрасные).

У нас Наташа модница

Ей нелегко приходится.

У Наташи каблуки,

Как у взрослых высоки:

Вот такой вышины,

Вот такой ужины.

Бедняжка, вот страдалица,

Идет чуть – чуть не валится.

Малыш с открытым ротиком

Никак не разберет :

«Ты девочка иль тетенька?»

На голове колпак.

Колпак, пиджак коротенький

И мамино пальто.

Не девочка, не тетенька,

А непонятно что.

Нет, в молодые годы

Не отставай от моды.

Но, следуя за модой,

Себя не изуродуй.

 

Сценка 2 (показывают Василисы Премудрые).

Девочка. – Погладь – ка мне платье, бабуля!

Бабушка. – А что не сама ты, родная?

Девочка. – Стихи подготовить должна я!

Бабушка. – Ну ладно, учи поскорей, а после обед разогрей.

Девочка. – Пусть мама! А мне до того ли? Сегодня же сбор у нас в школе.

Бабушка. – Какой же вопрос перед вами?

Девочка. – Все делать своими руками.

Бабушка. – Так, значит, не нашими? Сами? Своими, своими руками?

И что ты покажешь на сборе?

Девочка. – А я запевать буду в хоре!

Частушки 1 (исполняют Василисы Прекрасные).

Трудно было человеку

В глубине столетий жить,

Не умел он кашеварить,

Не умел кроить и шить.

 

Чтоб прикрыть свою фигуру,

От мороза не дрожать,

Он себя в медвежьи шкуры

Научился наряжать.

 

Платье – шкура, брюки тоже,

Шкура, шапка и носки,

На кого он стал похожим

Прямо взвоешь от тоски.

 

Научился делать ткани,

Красоту во всем любя

Вещи тысячи названий

Надевает на себя.

 

Каждый город,  каждый дом

Создан радостным трудом.

Без работы. без труда,

Не построишь города.

 

Частушки 2 (исполняют Василисы Премудрые).

Тут уж было не до моды,

Но летел за веком век,

Все, что можно от природы

Взял умелый человек.

 

Вот куда шагнула мода

Новостей не сосчитать,

Все труднее год от года

Всех красиво одевать.

 

У меня вот без шитья

Жизнь, как  будто не моя.

Без машинки и иглы

Дни бы стали не милы!

 

Платья, юбки и жилеты,

Брюки, фартуки, береты -

Очень важные предметы

Руки делают мои.

 

Всем портным, портнихам милым,

Их рукам хвала и честь.

Им, поверьте, все по силам,

Все, что было, все, что есть!

 

 Жюри оценивало домашнее задание за артистичность, знание текста, четкость и выразительность. Высший балл -2. Слово жюри (Жюри оглашает результаты домашнего задания,  подводит итог конкурса и называет победителя). Награждение.

Ребята! А вы помните, чему в конце мультфильма научился Вовка? Что он сделал?

Ответы: корыто старухе.

Верно. А все это благодаря терпению, старанию и огромному желанию. На сегодняшнем слете Василис вы показали, что умеете, чему уже научились, но вам еще предстоит очень многое узнать. Мы довольны вашими результатами и будьте вы всегда:

 Здоровыми и красивыми!

Будьте, как солнышко, красивыми!

Будьте, как звонкие ручьи!

Будьте, как бабочки игривыми!

Будьте всегда трудолюбивыми!

Сделать бесплатный сайт с uCoz